04/04/2024

Проект Alumni: Как в Газпромбанке создали клуб бывших сотрудников

Клуб бывших сотрудников. Звучит необычно, но такое сообщество уже полтора года существует в Газпромбанке. Расскажем, как зарождалась эта идея, зачем это нужно крупной компании, и что получают сами сотрудники, вступая в такое сообщество.

Зачем поддерживать отношения с бывшими сотрудниками

Когда бывшие сотрудники хорошо отзываются о компании, где они работали, срабатывает сарафанное радио, и привлекательность работодателя на рынке труда повышается. Если при этом компания еще и не теряет из виду бывших сотрудников и хотя бы минимально поддерживает с ними отношения — это добавляет ей ценность. 

Согласно результатам исследования сервиса JungleJobs, 90% российских компаний принимали на работу бывших сотрудников. Это можно объяснить тем, что бывшие сотрудники, которые ушли не так давно, хорошо понимают всю «кухню» компании, и на адаптацию им нужно не так много времени, как тем, кто устроился впервые. К тому же они, вероятно, уже успели поработать в других местах и набраться нового опыта, который может быть полезен.

Чтобы сотрудники захотели снова начать работать в компании спустя время, руководству важно внимательно относиться не только к тем, кто работает у них в данный момент, но и к тем, кто по каким-либо причинам решил уйти.

Как создавался проект Alumni

Несмотря на желание руководства многих российских компаний принимать обратно уволившихся сотрудников, сообщества «бывших» — редкое явление. Это больше свойственно крупным международным компаниям, опыт которых изучили авторы проекта Alumni.

Проект был запущен в июле 2022 года. Изначально в закрытое сообщество приглашали только сотрудников из ИТ-сферы, которые хотели бы через какое-то время снова работать в банке.

Екатерина Скобелкина

руководитель проекта Управления развития бренда работодателя:

Мы сделали рассылку — отправили около 200 писем бывшим ИТ-специалистам. Тогда на призыв стать членом клуба откликнулось около 80 человек. Это очень благодатная аудитория, потому что они в курсе всех особенностей работы в банке. Также они знают все плюсы и минусы именно своей должности.

Постепенно границы проекта расширились, и в клуб начали приглашать других специалистов, например, из отдела по управлению рисками. Так, с каждым месяцем число подразделений увеличивалось.

Сейчас в клубе состоит 323 человек, 3 из которых — его кураторы. Они наблюдают за происходящим и развивают проект.

Как устроен Alumni

В Газпромбанке существует практика экзит-интервью. Когда сотрудник уходит из банка, он заполняет небольшую анкету, в которой отвечает на вопросы: что ему нравилось в работе, что нет, на что стоит отдельно обратить внимание. В частности, в анкете есть вопрос: «Хотели бы вы продолжить карьеру в нашем банке, если бы вам поступило интересное предложение?». Те, кто видит свое дальнейшее будущее в Газпромбанке, получают QR-код и приглашение в группу бывших сотрудников. Таким образом, связь с компанией не прерывается. Еще одна цель сообщества — расширение круга специалистов, которые могли бы работать в компании.

Дана Суимбаева

ведущий специалист Управления развития бренда работодателя:

Мы даем возможность как бывшим сотрудникам вернуться в банк, так и их друзьям и знакомым, ищущим работу, попасть сюда на приоритетных условиях. Резюме таких кандидатов мы обрабатываем в отдельном порядке: пересылаем его рекрутерам или коллегам, ответственным за данное направление.

Благодаря созданному комьюнити искать кандидатов через своих стало возможным не только на позиции в сфере ИТ, но и на любые другие.

Екатерина Скобелкина

руководитель проекта Управления развития бренда работодателя:

Например, идет поиск дизайнера. У кого-то из ИТ-специалистов, на которых изначально делался упор в клубе, может быть среди знакомых очень хороший дизайнер, который по какой-то причине не может найти работу. Наш бывший сотрудник может поделиться текстом вакансии с этим знакомым, и тот откликнется не через HeadHunter или «Хабр», а направит свое резюме напрямую. У кандидатов пропадает необходимость искать вакансию. Кроме того, рекомендация друга — это отличная возможность для банка получить кандидата, минимизируя затраты на его поиск.

Как мы выстраиваем отношения с бывшими сотрудниками

Быть успешным и полезным нашему клубу помогают несколько принципов.

Бывших у нас не бывает 

Общаемся уважительно и дружелюбно с теми, кто покинул нашу компанию, не отзываемся о них негативно, даже если что-то в их работе было не так. Не игнорируем их сообщения. 

Остаемся на связи 

При необходимости предоставляем рекомендации о сотруднике его будущим работодателям. Также бывший сотрудник может обратиться с просьбой поделиться полезными контактами — если это не противоречит внутреннему регламенту. 

Поздравляем с праздниками

Поздравление с праздниками создает у сотрудника ощущение, что о нем не забыли в компании, и он всегда может вернуться.
Встречаемся за чашечкой кофе 

Лучший способ поддерживать связь с теми, кто ушел из компании — офлайн-общение. Если в компании практикуются неформальные встречи коллег, стоит приглашать на них и бывших сотрудников. 

Делимся приятными мелочами

Мы относимся к бывшим сотрудникам так же, как и к нынешним. Например, предоставляем им корпоративные скидки, которые доступны всем тем, кто работает в компании.

Как мы выстраиваем отношения с бывшими сотрудниками

Перед тем как создать сообщество, его основатели провели исследование рынка. Им было важно узнать, что хотели бы видеть люди в клубе бывших сотрудников, и чем он мог бы быть им полезен. Большинство респондентов отвечали, что им было бы интересно следить за компанией, где они работали, а также узнавать новости отрасли.
Кроме того, есть активности, которые позволяют бывшим сотрудникам вовлечься в жизнь банка.

Тогда для будущих членов клуба был создан специальный телеграм-канал с несколькими рубриками: публикации новых вакансий, объявления о различных стажировках, новости банковской отрасли, а также специальные предложения. К последним относятся скидки для бывших сотрудников на различные категории услуг, например, на посещение массажных салонов, приобретение книг, обучение детей в онлайн-школах. Это полезный контент, который повышает внимание к компании и делает бывших сотрудников еще более лояльными.

Дана Суимбаева

ведущий специалист Управления развития бренда работодателя:

Весь полезный контент пока предназначен для ИТ-аудитории. Например, это может быть публикация статей с таких площадок, как Habr или «Газпромбанк.Тех». Также мы хотим ввести новую рубрику о том, как меняется ИТ-коммьюнити в банке, потому что за два года произошло много трансформаций. Важно об этом рассказывать, чтобы ушедшие сотрудники могли видеть эти изменения и, возможно, захотели бы вернуться. Мы планируем публиковать больше статей и видео от наших экспертов, рассказывать о прошедших митапах и различных ивентах для ИТ-аудитории.

В основном участники клуба общаются онлайн. В чате под названием Alumni любой бывший сотрудник может задать вопрос напрямую специалисту или чат-боту. Вся коммуникация открыта, и если какая-то тема интересна участникам, то под постом начинается обсуждение вопросов.

Кроме этого, в клубе бывших сотрудников существует и формат офлайн-мероприятий. В конце мая 2023 года участники клуба смогли собраться и пообщаться вживую в офисе банка. Многие обменялись между собой контактами, а также познакомились с новыми экспертами банка и задали им интересующие вопросы.

Екатерина Скобелкина

руководитель проекта Управления развития бренда работодателя:

На встрече, которая была в прошлом году, бывшие сотрудники могли пригласить своих коллег, с кем бы они хотели встретиться и что-то обсудить. Такой формат встречи бывших и нынешних сотрудников создает очень интересную атмосферу. Сотрудники рассказывают, что нового в банке, ушедшие — делятся новым опытом. Это полезно для банка с точки зрения выбора новых векторов развития.

Планы на будущее

Среди планов клуба — проведение конкурсов и других активностей как онлайн, так и офлайн. Между участниками клуба разыгрываются специально разработанные дизайнерские мерчи.

Помимо этого, основатели сообщества хотели бы привлечь больше новых участников Alumni разных возрастов.

Дана Суимбаева

ведущий специалист Управления развития бренда работодателя:

Нам хочется, чтобы сообщество было еще более активным. Будет здорово, если сотрудники начнут не только возвращаться сами, но и привлекать в банк как опытных профессионалов, так и совсем молодых специалистов, поскольку у нас очень развита программа для молодежи и студентов.

0%

Банк ГПБ (АО) использует файлы cookie. Подробная информация –
в правилах по обработке персональных данных. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.