Со скоростью «Формулы-1»: как в Газпромбанке создали единую банковскую систему
На этой странице

Что такое Формула 1

Как развивалась Формула 1

Какие сложности были во время разработки

Кто работает над системой

Что дальше?



Тэги
технологии
Со скоростью «Формулы-1»: как в Газпромбанке создали единую банковскую систему

Раньше во всех филиалах Газпромбанка использовали множество мелких систем для решения отдельных задач. Из-за этого было сложно управлять IT-ландшафтом, поддерживать актуальность всех инструментов и решать задачи в масштабах всего банка. Поэтому в 2019 году внедрили корпоративную платформу Формула 1, которая автоматизирует работу фронт-, мидл- и бэк-офиса и взаимодействует практически со всеми системами Газпромбанка.

Вместе с начальником департамента Александром Петровым рассказываем, что такое Формула 1, кто ее создавал и как она будет меняться.

Что такое Формула 1

Это автоматизированная банковская система, которая выполняет сложные транзакционные задачи в части массовой обработки документов.

95% документов система обрабатывает сама, но иногда без помощи человека не обойтись. Например, если Формула 1 решит, что документ заполнен неправильно, задача перейдет на ответственного. Количество таких документов — не больше 5%

Читайте также: Как команда Газпромбанка улучшила систему выдачи кредитов через финтех-решения

Всего в Формуле 1 действуют 100 подсистем для разных нужд Газпромбанка: от выдачи и приема наличных в кассе до отправки уведомлений в ГИС ЖКХ.

Как развивалась Формула 1

До 2014 года в Газпромбанке не было централизованной банковской системы, которая объединила бы филиалы и головной офис. Все подразделения использовали разные программы. Во многих работала устаревшая система, в которой большая часть банковских операций выполнялась вручную. 

Александр Петров

Начальник Департамента развития платформ корпоративного бизнеса.

В самом крупном филиале в Екатеринбурге использовали систему собственной разработки. Сотрудники подразделения были вынуждены сами ее поддерживать, но быстрый рост филиала и увеличение количества клиентов создавали сложности.

В других филиалах тоже возникали проблемы из-за недостаточной производительности систем. Поэтому руководство банка приняло решение создать и внедрить новую централизованную банковскую систему.

Работы над системой начались в 2015 году. В качестве основы взяли решение «ЦФТ-Банк», которое привлекало своими возможностями:

  • Производительность. Система выдерживает высокие нагрузки — они неизбежны в банковской централизованной транзакционной системе.
  • Поддержка. Разработчики платформы постоянно отслеживают и оперативно внедряют изменения с учетом требований всех регуляторов РФ. Газпромбанк получает их в готовом виде.
  • Удобство. Платформа позволяет создавать интерфейс пользователя без участия дизайнера.

Читайте также: Low-code и No-code: что это такое и зачем они нужны

В филиале банка в Екатеринбурге систему внедрили в 2016 году, а затем подключили к ней Санкт-Петербург и Новосибирск. В 2017 году система заработала в 16 филиалах по всей стране.

Перед любым внедрением команда разработки готовила описание IT-ландшафта (AS IS) — собирала всю информацию о решениях, которые уже были в каждом филиале.

Это помогало понять, какие функции нужно добавить в централизованную АС в первую очередь. Новые инструменты внедряли в Формулу 1 за одну-две недели — они заменяли мелкие системы-сателлиты, которые решали конкретные задачи.

В 2018 году начался проект по внедрению системы в головном офисе Газпромбанка. На доводку ушло около 11 месяцев: чтобы улучшить автоматизацию, команде пришлось делать большое количество доработок.

В 2019 году команда завершила проект: тогда к единой АБС подключили все системы банка.

Команда планировала централизовать систему с помощью трех региональных хабов — крупных центров обработки данных. Поэтому к названию добавили индекс 1 — для первого хаба. В дальнейшем от этой идеи отказались в пользу единого центра в головном офисе, а цифра осталась.

Наши разработчики, как команда «Формулы-1», в рекордные сроки завершили сложную гонку с массой крутых виражей — создали производительную систему с высоким уровнем автоматизации и со множеством бизнес-функций, к которой подключили все филиалы и головной офис Газпромбанка. Поэтому название решили оставить — оно соответствует духу нашей большой команды.

Александр Петров

Начальник Департамента развития платформ корпоративного бизнеса.

Какие сложности были во время разработки

Одна из постоянных сложностей — разработчикам приходилось поддерживать и увеличивать производительность системы. Сейчас ею пользуются больше 3 000 сотрудников банка, а разработчики выкатывают до 100 обновлений в неделю. При такой нагрузке одна случайная ошибка может замедлить работу.

На старте проекта Газпромбанк сформировал команду, которая мониторит систему. Она ищет участки кода, которые медленно работают или влияют на скорость других процессов. Затем определяет, как их можно исправить. Эта же команда устраняет неполадки, которые касаются системы в целом. Если проблема относится к ее конкретной части, то доработка уходит разработчикам соответствующей подсистемы.

Другая проблема — большое количество требований и изменений от заказчиков. В Газпромбанке больше 100 подразделений, каждое из которых ставит свои задачи. Команда научилась декомпозировать и ранжировать их по степени важности. Это позволило создать настоящий производственный конвейер, который непрерывно работает в интересах бизнеса банка.

Кто работает над системой

В команде сейчас 100 человек: 60 разработчиков и 40 аналитиков-технологов. Они работают над проектами в мини-группах из нескольких человек по методологии Agile:

  • Аналитик-технолог общается с заказчиками и готовит функциональные требования для разработчиков.
  • Разработчик проектирует, создает и тестирует решение. Если функция работает, как описано в функциональных требованиях, она передается аналитику, чтобы начать комплексные испытания.

После испытаний доработки устанавливаются на промышленный экземпляр системы.

Схема совместной работы аналитика-технолога и разработчика над новой функцией

Что дальше?

Формула 1 постоянно обновляется. В 2022 году команда планирует:

  • Внедрить функции выдачи и сопровождения для работы с кредитными продуктами юридических лиц. Одна из задач — перевести весь кредитный портфель банка и филиальной сети из банковской АС в Формулу 1.
  • Внедрить в систему модуль по работе с индивидуальной конверсией юридических лиц. На базе Формулы 1 создать новые подсистемы для операций с банковскими гарантиями и аккредитивами, например регистрацию сделок, их контроль и учет.
  • На базе единой банковской системы запустить новые клиентские сервисы. Например корпоративные личные кабинеты, в которых клиенты банка смогут пользоваться важной финансовой информацией, поступающей в режиме онлайн.
  • Еще одна важная задача, которую уже выполнила команда Формулы 1, — проанализировать и разбить на секции промышленную базу данных с возможностью отсоединения и присоединения архивных разделов (информация за прошлые годы)

Другие статьи по теме

27 Июня, 2022

Зачем Газпромбанку система управления взаимодействием и как ее улучшают

О том какие задачи решает автоматизированная система управления взаимодействием Газпромбанка.

Читать

16 Июня, 2022

Нервная система Газпромбанка: нюансы работы сервисно-интеграционной платформы

Вместе с экспертами рассказываем, как работает сервисно-интеграционная платформа Газпромбанка и какие задачи решает.

Читать

9 Июня, 2022

Как Газпромбанк запускает сложные финансовые инструменты на платформе Calypso

Рассказываем как Газпромбанк запускает и поддерживает инвестиционные инструменты для корпоративных клиентов.

Читать

3 Июня, 2022

Как розничный кредитный конвейер упрощает получение кредитов

Рассказываем, что такое розничный кредитный конвейер и зачем он нужен в Газпромбанке.

Читать

16 Мая, 2022

Системы, которые помогли руководителям Газпромбанка во время пандемии

Рассказываем про системы для дистанционного управления сотрудниками.

Читать

27 Апреля, 2022

Геоплатформа: как в Газпромбанке работают с пространственными данными

Рассказываем, как в Газпромбанке работают с пространственными данными.

Читать